Согласно официальным данным, малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей.

Простой пример: только на территории Московской области в годы «реформ» были уничтожены четыре всесоюзных гиганта — предприятия, которые, собственно, и были основой существования небольших городов: Апрелевский завод грампластинок, Рошальский химкомбинат им. Косякова, Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. Ухтомского и Ликинская прядильно-ткацкая фабрика. Когда эти лучшие в Советском Союзе фабрики и заводы, которыми гордилась страна и где трудились десятки тысяч человек, были уничтожены, на телах этих малых городов появились зияющие раны и само их существование вроде бы стало бессмысленным.
Многие поселения бесследно исчезли с карты России. По этой же причине за последние два года в стране закрылась 861 сельская школа — там некого учить. Исчезли сотни клубов, которые кое-где по старинке называют домами культуры. А согласно данным Минздрава, в последнее десятилетие в стране закрыто более 5 тысяч фельдшерско-акушерских пунктов, часть из которых обещали заменить офисами врачей общей практики. Но планы не сбылись.
Еще в 2016-м была утверждена программа развития моногородов в России. В перечень внесли 319 моногородов с совокупным населением 15 млн человек — 10% населения страны. Планировали финансирование из федерального бюджета сроком на 10 лет на 57 млрд рублей. Однако в 2019-м программу признали малоэффективной, а в прошлом году окончательно закрыли.
Новой федеральной программой — развитием малых городов и сельских поселений России — займется рабочая группа, созданная при Минэкономразвития. В рабочую группу внесено более 100 предложений. Главное направление — не повышение привлекательности малых городов России для туристов, а улучшение качества жизни местного населения. Вот что заявил губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский, в которой из 17 городов 16 — малые: «Необходимо, чтобы люди понимали, в каком бы малом городе ни оказалась семья, есть минимальный набор услуг: образование, здравоохранение, культура, экономика — некоторый гарантированный минимум». Звучит, конечно, правильно, но до осуществления этой идеи еще очень далеко.
Тем временем Институт экономики роста имени Столыпина и Институт комплексных стратегических исследований предложили механизм, по которому бизнес, вкладывающий деньги в развитие местной экономики, сможет получать вычеты на социальные инвестиции. «Таким механизмом мог бы стать специальный социальный инфраструктурный контракт (СОИК), когда компания в городе своего базирования строит за свой счет социальный объект, вводит его в эксплуатацию и передает в собственность муниципалитету, а вложенные средства компенсируются инвестору за счет льготы по налогу на прибыль или налогу на добычу полезных ископаемых», — говорит исполнительный директор Института имени Столыпина Антон Свириденко.
Но чтобы спорить с мегаполисами нужен иной масштаб. Сам подход к решению проблемы малых городов должен стать программой спасения настоящей, провинциальной России. И мы сможем говорить об осуществлении этой программы только после того, как жизнь в Шуе, Угличе или Зарайске будет такой же богатой и полноценной, как и в столицах.
